Информационный портал (НЕ ОФИЦИАЛЬНЫЙ)
RUS

Жалоба на действия или бездействия судебного пристава через Госуслуги

Уважаемые граждане, если у вас:

  • Арестовали имущество
  • Удерживают средства из заработной платы
  • Заблокировали счета и карты
  • Ограничен выезд за рубеж
  • Не принимаются меры по розыску должника
  • Удерживаются средства с пособий
  • Изымают водительское удостоверение и т.д.
В подобных случаях рекомендуем обращаться в интернет-приемную для правового регулирования действий и бездействий судебных приставов.

Узнайте, подходите ли вы под банкротство

Не всегда работой ФССП бывают довольны и должники, и кредиторы. В первом случае могут арестовываться пенсии или ветеранские пособия, на которые, по нормам закона, не может накладываться взыскание, во втором приставы не спешат выполнять решения суда и возбуждать исполнительное производство ввиду занятости, или не могут решать задачу взыскания даже при наличии источников дохода или ликвидного имущества у должника. В обоих случаях возникает необходимость воздействия, и жалоба на судебного пристава через Госуслуги окажется эффективным вариантом решения проблемы.

Возможные способы подачи жалобы на пристава

Обжаловать действия или бездействия сотрудника службы можно разными способами, подача жалобы в ФССП может быть письменной и электронной. При необходимости отреагировать на работу сотрудника ФССП можно использовать несколько вариантов:

  • запись на прием к руководителю регионального подразделения, ответственного за качество работы конкретного сотрудника;
  • направление письменного обращения в вышестоящий орган, например, в областное подразделение ФСПП, руководителю службы или в Минюст РФ, курирующий работу ведомства;
  • направление обращения через специальную форму на портале ФСПП;
  • обращение через Госуслуги;
  • обращение в прокуратуру РФ;
  • направление иска в суд.

В зависимости от конкретной ситуации выбирается форма обращения, но практика показывает, что электронные формы взаимодействия приносят результат быстрее.

Закон устанавливает возможность подачи жалобы на любой стадии исполнительного производства, и обязанность ее рассмотрения в десятидневный срок, но стоит учитывать и период пробега почты, и ограниченные часы приема должностных лиц, соответственно, электронные формы подачи — через сайт ФССП или через портал — обеспечат получение ответа ранее, если не возникнет сбой в электронной системе обработки документов.

Через Госуслуги

Оставить жалобу можно по ссылке: https://www.gosuslugi.ru/404402/1.

Для подачи обращения этим способом необходимо иметь аккаунт на портале, он достаточно просто создается, достаточно ввести номер паспорта, СНИЛС и номер телефона. Но для получения статуса, дающего возможность оформить все виды услуг, потребуется дополнительное подтверждение личности, оно оформляется через МФЦ, отделения Ростелекома или Почты России.

Заявление мгновенно поступает в отделение ФССП, но в любом случае соблюдается установленный срок регистрации и предоставления ответа.

Через официальный сайт ФССП

Оставить обращение можно по ссылке: https://fssp.gov.ru/form.

В данном случае от обратившегося лица, подавшего жалобу на пристава, не требуется дополнительная идентификация личности через электронную общегосударственную систему идентификации или при помощи электронной подписи, достаточно указания Ф.И.О. и средств обратной связи. Обычно реакция на обращение поступает быстро, но не всегда коррекция конкретных действий пристава-исполнителя сопровождается официальным ответом на электронный или почтовый адрес.

Преимущества обращения в ФССП через Госуслуги

В данном случае всегда есть возможность проконтролировать ход обращения, зафиксировать входящий номер, отследить ход прохождения заявления через инстанции. При этом не требуется тратить время на личное посещение ведомства, ответ поступит в электронном виде на электронную почту или в письменном — по адресу заявителя.

Всегда соблюдаются требования административного регламента, устранение подтвержденного нарушения будет оперативным. Если действиями пристава был нанесен ущерб должнику, возместить его при помощи портала невозможно, потребуется обращение в суд.

На какие нарушения можно подать жалобу

Законодатель не ограничивает список нарушений, на которые можно подать жалобу, конкретным перечнем. Но следует понимать, что реакция обязательно последует на явные случаи незаконного действия или бездействия, но не всегда она последует на случаи нарушений, которые недостаточно доказаны. Сайт Госуслуг, ввиду особенностей реагирования именно на нарушения административного регламента предоставления услуг, предлагает подать жалобу на все типы нарушений. Портал ограничивает перечень нарушений только связанными с ошибками в формальных действиях, не расширяя его до всех случаев нарушения закона. Это такие нарушения:

  • пропуск сроков реакции на обращение в ФССП;
  • пропуск необходимых сроков регистрации обращения (до трех дней, исходя из норм ст. 64.1 Закона «Об исполнительном производстве»);
  • отказ в выполнении обращения;
  • отказ исправить ошибки или опечатки;
  • требование какой-либо платы;
  • требование дополнительных документов.

Можно заметить, что сайт не рассматривает возможность подачи жалобы на любое незаконное действие пристава или нарушение им внутренних регламентов службы, разъяснений Главного судебного пристава, постановлений Верховного или Конституционного суда. Речь идет только о формальных нарушениях административного регламента. В случае существенных, а не формальных нарушений, желательно выбрать иную форму обращения. При любой форме подачи обращения оно должно быть рассмотрено в срок до 10 дней, заявитель своевременно извещается о результатах рассмотрения.

В какой срок можно подать жалобу

Разъяснения прокуратуры обращают внимание граждан на то, что официальная письменная или поданная в электронной форме жалоба должна последовать в течение 10 дней после вынесения конкретного определения судебного пристава-исполнителя или отказе в вынесении определения.

Жалобу в прокуратуру можно направить в эти же сроки, но период ее рассмотрения составит 30 дней.

Как правильно написать жалобу

Заявитель должен обращать внимание на необходимость четкого указания на номер исполнительного производства, реквизиты документа, на основании которого оно возбуждено, данные пристава и подразделения, в котором он служит.

Как написать жалобу

Так как идентификация пользователя портала уже произведена, дополнительных подтверждений личности не требуется.

Порядок и срок рассмотрения

Статья 64.1 Закона «Об исполнительном производстве» устанавливает срок в 10 дней, в которые должна быть рассмотрена жалоба. Но следует учитывать нюансы:

  • 10 дней отсчитываются после 3 дней, требуемых на регистрацию обращения;
  • при рассмотрении могут быть затребованы дополнительные документы, и срок продлится на период их предоставления;
  • вышестоящее руководство может быть более компетентно в изучении заявленного вопроса, тогда в течение отведенных на ответ дней обращение перенаправляется в вышестоящее подразделение, там вновь соблюдается трехдневный срок регистрации и десятидневный срок реагирования на обращение.

Когда заявление поступает по подведомственности, оно рассматривается руководителем подразделения, и по итогам рассмотрения выносится ответ.

Результаты рассмотрения жалобы

По результатам изучения жалобы могут быть вынесены решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении. Обычно не возникает проблем с тем, как правильно написать жалобу, чтобы на нее отреагировали, главное — точное отражение информации, предоставление подтверждающих документов. Пристава могут обязать устранить нарушения, более активно реагировать на требования взыскателя. Иногда эффектом обращения может стать привлечение его к дисциплинарной ответственности, что поможет предотвратить дальнейшие нарушения прав граждан.

Причины отказа

Причина отказа может быть формальной или фактической, в первом случае речь пойдет о неправильном оформлении документов или пропуске сроков, во втором отказ последует из-за отсутствия нарушения закона или внутренних инструкций в действиях пристава. Если заявление или жалоба подается через портал, нужно внимательно описывать формальные нарушения, указывая сроки, даты подачи, номера регистрации документов. Отказ может быть обжалован как в административном порядке, так и в суде. Если решено подать заявление в суд, предварительно желательно обратиться через портал государственных услуг, это подтвердит соблюдение досудебного порядка урегулирования спорной ситуации.

Госуслуги ФССП России: судебные приставы на госуслугах